Традиционно поведение животных изучалось психологами, которые использовали для этого лабораторных животных, например крыс, в условиях, позволявших полностью контролировать получаемую подопытными животными информацию и возможности их научения. Психологический подход недооценивал врожденные, не зависящие от опыта реакции. Кроме того, обычно не учитывались и те типы поведения, которые служат адаптацией вида к типичной для него природной среде и не всегда проявляются в лабораторной обстановке. Эти два недостатка были преодолены зоологами последарвиновской эпохи, начавшими изучать поведение животных с эволюционной точки зрения. Главное изменение заключалось в том, что поведение животных стали рассматривать как один из признаков, формирующихся в процессе естественного отбора наряду с анатомическими и прочими наследственными особенностями конкретного вида. Зоопсихологи-эволюционисты выдвинули идею, что инстинктивное поведение определяется особым типом врожденных программ, более сложным, чем рефлексы, то есть простые реакции на раздражители. Они выясняли, какие рецепторные механизмы, связанные с осязательными, вкусовыми, обонятельными, зрительными и т. Было выявлено, что средовые стимулы, вызывающие инстинктивный ответ, как правило, сложнее тех, что вызывают рефлекторную реакцию, и обычно представлены сочетанием оптических, звуковых и химических раздражителей. Наконец, появилась гипотеза, согласно которой для совершения определенного инстинктивного действия животному необходимо соответствующее внутреннее состояние, названное мотивацией. Чтобы избежать антропоморфизма, была предложена теория, объясняющая инстинктивные реакции с более или менее механистической точки зрения.

Основные этапы филогенеза животных

Психика, поведение и деятельность 7 2. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза 10 3. Эта мысль была сформулирована ещё в первом тысячелетии до новой эры Алкмеоном Кротонским в.

Это верно как в отношении филогенеза, так и онтогенеза. слова, появляются у животных независимо от развития речи и вовсе не в связи с ее успехами. .. неудовольствие или злобу, стремление опасности или страх и т.д.

Заключение Человек начинает своё зарождения с яйцеклетки и сперматозоида, затем развивается в зиготу, далее в эмбрион, затем в плод и рождается младенцем. Младенец развивается и в процессе длительного взросления становится уже полноценным взрослым человеком. И в основе всего двигающей силой лежит развитие. Существуют и глобальные видоизменения в простом смысле — эволюция всего живого на нашей планете, взявшие начало от одноклеточных организмов, заканчивая сложными многоклеточными существами, имеющими многофункциональные органы и системы.

Выделяют два вида развития всего живого на Земле: Если, с онтогенезом всё проще и понятнее обстоит, ведь — это узкое понятие, обозначающее индивидуальное развитие человека от его зарождения до смерти. То с понятием филогенеза всё намного обширнее и сложнее. Филогенез — что это? Что такое филогенез — это постепенные качественные изменения всей живой материи в процессе эволюции. Понятие филогенез от греческого — зарождение рода ввёл Э.

В психологии филогенез ещё называют филогенетическим развитием. Филогенез в психологии — это процесс формирования и развития психики и поведения в ходе эволюции конкретного вида или же развитие форм сознания в ходе социокультурного человеческого развития. С этого определения ясно, психология определяет, что все существующие психические структуры проходят неизменные изменения и эволюционируют в более сложные формы.

Читать на другом языке Филогенез Филогенетическое дерево , построенное на основе анализа последовательностей генов рРНК , показывает общее происхождение организмов всех трёх доменов: В биологии филогенез рассматривает развитие биологического вида во времени. Биологическая классификация основана на филогенезе, но методологически может отличаться от филогенетического представления организмов. Линней принимал за проявление этой системы у животных и растений, является филогенией, то есть результатом биологической эволюции.

Для более эффективного анализа филогении в настоящее время разрабатываются принципы, в которых метод записи классификации усовершенствован по сравнению с линнеевским, что позволяет более адекватно записать филогению в форме классификации и продолжить её анализ [2].

филогенезе» широко используется этологами при Значение изучения филогенеза поведения 2. .. конфликт, оба животных испытывают страх.

Механизм, состоящий в изменении существующей схемы для приспособления ее к новому объекту или ситуации. В частности - изменение кривизны хрусталика глаза для точной фокусировки изображения на сетчатке. Пиаже - изменение уже сложившихся знаний, умений и навыков соответственно появлению новых условий. Характерными психологическими особенностями А. Это нежелательное явление задерживает не только формирование речи всех ее сторон , но и умственное развитие в целом.

Фрейда 2-я стадия психосексуального развития в возрасте ок. Нарушения и конфликты на А. Нужно различать процессы возрастного онтогенетического и функционального развития - в рамках отдельных процессов психических. В ряде концепции возраст рассматривается как суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, сходящихся со многими сложными явлениями бщественно-экономического развития человека в конкретных условиях.

В психологии принимаются разные по принципам построения концепции возрастной периодизации.

Филогенез животных

Электроника Экологические группы птиц Астраханской области: Птицы приспособлены к различным условиям обитания, на чем и основана их экологическая классификация Экологические группы птиц Астраханской области: Психика не может задавать сложное инстинктивное поведение, поэтому это задается на генетическом уровне. Но психика приспосабливает заданные генетически модели поведения к конкретным ситуациям.

Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты, точнее, инстинктивные действия, т. е. генетически.

Главная Развитие психики в филогенезе Филогенезом от греч. Психика — свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности. Сознание — высшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической Деятельности людей. Существуют различные подходы к пониманию того, кому присуща психика: Декарт полагает, что психика присуща только человеку; панпскшзм французские материалисты утверждает всеобщую одухотворенность природы.

В соответствии с данной теорией психика присуща всей природе, всему миру в том числе и камню ; согласно биопсихизму психика — свойство живой природы т е. Дарвин считает, что психика свойственна только организмам, имеющим нервную систему; мозгопсихизм К. Платонов находит психику только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг при таком подходе у насекомых психики нет, поскольку у них узелковая нервная система без выраженного головного мозга. Леонтьеву, критерием появления зачатков Психики у живых организмов является наличие чувствительности.

Под чувствительностью понимается способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды звук, запах и т,п. Критерием чувствительности выступает способность образовывать условные рефлексы — закономерную связь внешнего или внутреннего раздражителя через посредство нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и, следовательно, существовать.

Выделяют три основные стадии развития психики у животных в филогенезе:

26. Основные этапы филогенеза животных.

Основные этапы филогенеза животных. В психологии филогенез понимается как процесс возникновения и исторического развития эволюции психики и поведения животных; возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества. Филогенез изучают зоопсихология, этнопсихология, историческая психология см.

агрессивности и у других животных не встречается; человек же в своем филогенезе не Характерно, что в неволе животные значительно чаще проявляют власть опиралась исключительно на силу, страх и подчинение.

Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии Наряду с экспериментальным методом значительное влияние на развитие психологии оказал принцип эволюции и шире - принцип развития. Рубинштейну, этот принцип проник в психологию под двойным влиянием: Гегеля, выдвинувших в философском плане идею развития, и эволюционного естествознания. Грос - так оценивал значение Дарвина для психологии: Установленный Дарвиным факт изменчивости видов и открытые им законы эволюции - естественный отбор в условиях борьбы органических существ за существование на основе законов изменчивости и принцип наследственности - дали материалистическое истолкование целесообразности - приспособленности организмов в природе.

Указывая на дальнейшее развитие исследований, Дарвин писал: Если бы не существовало какого-либо из звеньев этой цепи, человек не был бы совершенно таким, какой он есть. Идея приспособительного значения психики оказала большое влияние на психологию. Спенсером, она дала начало новому подходу к изучению психики как важнейшего средства адаптации к среде. Теория эволюции оказала глубокое влияние на психологию.

Она утверждала идею развития, а открытые Дарвином законы эволюции в органическом мире поставили перед психологией задачу определения движущих сил психического развития и в особенности по отношению к человеку. Вставал также вопрос о сопоставлении психики животных и человека. В трудах Дарвина эти вопросы впервые были поставлены на научную основу, а их разработка дала начало развитию новых направлений и подходов в психологии - психологии животных, детской психологии и психологии так называемых малокультурных народов.

Сосредоточив свое внимание на доказательстве родства человека и животных, Дарвин подчеркивал скорее черты сходства между ними, нежели различия.

История психологии

Регистрация Этапы филогении животного мира Современная система животного мира представляет собой результат эволюции и сопоставима с конечными разветвлениями общего родословного"древа". Нижние ветви"древа" представлены более древними по происхождению группами, сохранившими наиболее примитивные черты организации, а верхние ветви обладают более прогрессивными особенностями. Однако следует иметь в виду, что каждый современный таксон обладает как древними признаками плезиоморфными , общими с предками, так и новыми особенностями, отличающими их от последних апоморфными.

Загадки и отгадки. Страх и ужас, паника и трубны – истеричная реакция слонов, оставленных один на один с мышами и крысами. Об этом.

Зоопсихология изучает формирование психических процессов у животных в онтогенезе, происхождение психики и ее развитие в процессе эволюции, биологические предпосылки и предысторию зарождения человеческого сознания. В центре внимания этологии видоспецифичное характерное для данного вида животного поведение в естественных условиях обитания. Основателями этологии являются зоологи К. В развитии выделяют классический период середина х - середина х гг. В этологии применяется морфологический подход к поведению, при котором поведение во многих отношениях исследуется по аналогии с тем, как морфология изучает строение тела.

Генетика происхождение — наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методов управления ими. Высшая нервная деятельность — деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животного и человека к окружающей среде. Нервная система - совокупность анатомических структур, образованных нервной тканью.

Часть . Развитие психической деятельности животных в онтогенезе.

Развитие психической деятельности животных в онтогенезе. Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения. Именно так понимал изучение психической деятельности животных В. Вагнер, подчеркивая, что это изучение может быть строго научным лишь при применении двух методов, составляющих единство: Вместе эти два метода составляют единый биогенетический метод.

В этой части мы рассмотрим вопросы индивидуального, онтогенетического развития поведения; историческому, филогенетическому аспекту будет посвящена следующая часть.

Далее он боится боли, высоты, гигантских ( представлении) животных. Временами он преисполнен суеверного ужаса перед Бабой Ягой и Кощеем.

В психологии под филогенезом или филогенетическим развитием психики понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. В отечественной психологии учение о филогенетическом развитии психики было разработано А. Исходя из материалистического понимания психики как отражения объективного мира, А. Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции: Животные простейшие на стадии элементарной сенсорной психики способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий на уровне ощущений.

Представители перцептивной психики позвоночные, членистоногие, головоногие моллюски и млекопитающиеся отражают внешнюю действительность в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей. Стадия интеллекта характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения.

Интеллектуальное поведение животных прежде всего человекообразных обезьян — тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся прежде всего в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи. Онтогенез психики означает ее развитие от рождения до конца жизни человека или животного.

Что же такое филогенез - психология или игра?

Нравится Изучение психологических особенностей страха в дошкольном возрасте и его специфических проявлений, причин и факторов его обусловливающих, приобретает все большее значение в современном мире. В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс развития вспять.

Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами и повышенной возбудимостью. страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, воспитателю и принять меры по преодолению страхов у ребёнка.

Тотемом у примитивных пародов может служить какое-либо животное, З. Фрейд считал, что страх перед инцестом коренится в бессознательном и что это Отождествляя таким образом филогенез (родовое развитие; история, .

Представление о взаимосвязи психики и мозга В наше время существует несколько альтернативных теорий, требующих ответить на вопрос, как связаны психика и мозг. Согласно теории психофизического параллелизма, психическое и физиологическое создают два самостоятельных ряда явлений, которые соответствуют друг другу, но не пересекаются и не влияют друг на друга. Тем самым допускается существование души, которая соотносится с конкретным физическим телом, но действует независимо от него по своим собственным законам.

В теории механического тождества психические явления рассматриваются как физиологические по своей природе и происхождению. Эта теория не учитывает качественных отличий психических и нервных процессов. В теории единства мозга и психики утверждается, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но имеют отличия по существенным качественным характеристикам. Поэтому психические явления соотносяться не с отдельными нейрофизиологическими процессами, а с их организованными совокупностями - функциональными системами мозга.

Тем самым утверждается, что психика - системная особенность мозга, которая реализуется с помощью многоуровневых функциональных систем, которые формируются у человека на протяжении жизни в процессах индивидуальной и общей деятельности, обучения и общения. Строение и функции нервной системы Согласно с представлением, которое сформировалось в рамках физиологии высшей нервной деятельности, а также в психофизиологии, психика является интегральным продуктом функционирования нервной системы.

Таким образом, нервная система и высшая нервная деятельность создают анатомо-физиологический субстрат основу психической активности организма. Нервная система - это иерархическая структура нервных образований у позвоночных и человека; центральный регулятор, который обеспечивает жизнедеятельность организма как целого.

Основные функции нервной системы:

Don"t fear intelligent machines. Work with them