Основу религии составляет чувство зависимости человека; в первоначальном смысле природа и есть предмет этого чувства зависимости; природа есть, таким образом, первый объект религии. Содержание этого параграфа распадается на две части. Одна часть объясняет субъективное происхождение или основу религии, другая — характеризует первый, или первоначальный, объект религии. Сначала поговорим о первой. Так называемые спекулятивные философы издевались над тем, что я чувство зависимости объявляю источником религии. Впрочем, так называемые спекулятивные философы — это те философы, которые не свои понятия сообразуют с вещами, а, наоборот, скорее вещи — с понятиями. И поэтому совершенно безразлично, удовлетворяет ли мое объяснение спекулятивных философов; дело идет только о том, отвечает ли оно своему предмету, своей сути. А приведенное объяснение им отвечает. Если мы рассмотрим религии так называемых дикарей, о которых нам сообщают путешественники, как равно и религии культурных народов, если мы заглянем в нашу собственную, непосредственно и без обмана нашему наблюдению доступную душу, то мы не найдем другого, соответствующего и широко захватывающего психологического объяснения религии, кроме чувства или сознания зависимости. Древние атеисты и даже очень многие как древние, так и новейшие теисты объявляли причиной религии страх, который, однако, ведь не что иное, как самое распространенное, бросающееся в глаза проявление чувства зависимости, Общеизвестно изречение римского поэта:

Религия и страх

Санкт-Петербургский государственный диссертационного совета кандидат философских наук Н. Н Михашпокова Общая характеристика работы Актуальность исследования. Одним из центральных моментов методологии является метод реконструкции философских и патристических теорий страха, который продиктован спецификой материала и сравнительно малой разработанностью исследуемой проблемы Теоретическая и практическая значимость исследования.

Феномен религиозного историзма интересен тем, что здесь, как, пожалуй, от фанатизма и категоричности, от элементов страха или устрашения.

Уже тогда были заложены три основных принципа феноменологии религии как направления религиоведения: В истории феноменологии религии выделяют три этапа: В своей ранней форме феноменология религии была лишь более или менее систематизирующей формой истории религии, видом межкультурного сравнения конституирующих элементов религиозной веры и практики.

Эту первую форму, или первый этап феноменологического изучения религии можно назвать описательной феноменологией религии. Канта об эмпирическом явлении феномене , отличном от вещи-в-себе непознаваемого ноумена, существующего вне познающего субьекта , а также понимания феноменологии как пропедевтической науки, исследующей принципы чувственности.

Шантепи де ла Соссе — , который считал себя последователем Гегеля как первооткрывателя связи между эмпирической и концептуальной сторонами религии, утверждая, что феноменология религии тесно связана с психологией, так как имеет дело с проявлениями человеческого сознания. Формирование феноменологической методологии в религиоведении связано с творчеством голландского протестантского теолога Корнелиса Тиле — Наука о религии, по его мнению, должна изучать религии всего человечества в целом, преодолевая резкое разграничение естественных религий и религий откровения, интегрируя исследование библейских религий в круг остальных мировых религий.

Она должна состоять из двух частей: Шантепи де ла Соссе рассматривал науку о религии как единство трех частей:

Святое есть то, что наполнено сверхъестественной силой. Она обозначается словами примитивных народов: Святое в отличие от обычного, профанного предмета есть табу - нечто, приближение к которому требует внимания и осторожности. Исходя из этого основоположники феноменологии религии Р. Отсутствие у человека религиозного опыта оказывается, таким образом, результатом не встречи со святым.

В русской религиозной психологии проблеме страха также уделялось большое внимание. Л. Н. Толстой в своей концепции непротивления.

Методологические основы анализа проблемы страха 14 1. Особенности культурологического подхода к изучению сущности страха и его функций 14 2. Субъекты страха в культуре 28 Глава . Исторические изменения концепта страха в западно-европейской культуре 34 1. Становление страха как особого социокультурного регулятивного механизма в первобытном обществе и античности 34 2. Специфика страха как феномена культуры и проблема манипулирования страхом 82 1. Страх в рамках понятия репрезентативной культуры 82 2.

Религиозный страх и религиозная любовь

Эти бессознательные влечения возвращают ее к нуминозного ощущение рождения"своего мира" и впоследствии становятся безудержным для его бытия, поскольку аффективное состояние разрушает структурно-рациональные возможности"Я-сознания", возвращает ее к регрессивного состояния. То есть,"Я-сознание" не может мыслить сама себя, поскольку страх ей мешает и подавляет его активный элемент.

Она вытесняет родовой страх снова в бессознательное, и, таким образом, создает механизм возврата аффекта к бессознательному. А сам поезд в Единый и воспоминания о своем рождении сакрализуються и табуюються"Я-сознанием" как в внутриструктурных основе мышления, так и в ее внешних проекциях, которые создаются и существуют в социокультурных феноменах.

Однако, встреча с архетипических образов коллективного бессознательного и порождение новых феноменов культуры человечества, которые расширяют границы сознательного существования человека и соответствуют ее самовоплощения, не только возвращает"Я-сознание" назад к ужасу своего рождения, но связана с наслаждением и любовью. Благодаря этому нуминозного ощущение включает в себя ужасно атрибут противоборства противоположностей либидо.

У страха глаза велики, и страх уничтожает знаки, а тем более ужас (ср. В этом плане Ж. Батай обращается к анализу феномена религиозного.

Феномен страха Павел Гуревич, для . Он связан с человеческой природой и обусловлен культурой. Всю свою историю человечество пытается избавиться от страха и одновременно использует его магнетическую силу. Культура страха Жизненные условия в каждой культуре порождают некоторые страхи. Они могут вызываться внешними опасностями природа, враги , формами социальных отношений рост враждебности вследствие угнетения, несправедливости , культурными традициями традиционный страх перед демонами, нарушениями табу.

Для отражения страхов, существующих в данной культуре, имеются определенные способы защиты, в том числе табу, ритуалы, обычаи. Как правило, эти защиты представляют собой более целесообразный способ борьбы со страхами, чем защиты невротика, построенные иным способом. Вечный спутник В философии, особенно в экзистенциализме, страх рассматривается как одно из свидетельств парадоксальной подлинности естественного бытия человека, как непременное душевное состояние человеческого индивида, осознающего свое одиночество, понимающего бессмысленность своего существования.

Страх как социально-философский феномен

Перейти к загрузке файла Религиозный страх Начнем с чувства религиозного страха. Страх можно испытывать по самым различным поводам. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания[1]. Если человек испытывает страх в связи с реальной опасностью, которая ему угрожает, то этот страх в какой-то мере оправдан, он играет роль сигнализатора, мобилизует человека. При этом обычно вступают в действие другие чувства, которые должны как-то нейтрализовать чувство страха, вытесняя его.

Религиозный страх - страх перед богом, перед загробной жизнью, страх перед муками в аду и т.

Феномен религии и религиозности: концептуализация основой религии является не чувство страха перед богом, a чув- ство любви к богу. Подобно.

Анатомия страха [Трактат о храбрости] Марина Хосе Антонио Религия и страх Вероятно, в основе большинства религий лежит страх перед потусторонними силами. Отчего я охвачен ужасом? В Священном Писании мы читаем: Одна из функций религии — забота о спасении. От чего же мы хотим спастись? От ужаса, от бессилия, от смерти, от темных сил, от хаоса и абсурда. Многие религии представляют Бога защитником.

В м псалме мысль эта звучит с патетической выразительностью:

панический синдром и религиозный страх (в помощь пострадавшим от авторитаризма в церквях).

Высотные работы мытье окон альпинисты вымоем до блеска Верим, потому что боимся, Страх как одна из причин религиозной веры Тезисы Человек всегда чего-то боялся. Пятьдесят тысяч лет назад он боялся саблезубых тигровмахайродов и пещерных медведей, в средние века - чумы и наскоков кочевников, сейчас — ядерной войны и СПИДа. Есть и страхи постоянные, неизменные на протяжении всей истории - перед смертью, болью, одиночеством, неизвестным.

В качестве источника религии страх выступает как более или менее устойчивое отражающая диалектику жизни и смерти как единого феномена.

Религиозный страх и религиозная любовь Самый обычный человеческий страх , который является защитой психики — инстинктом самосохранения — это нормальная реакция человеческого организма на внешнюю угрозу, он выполняет сигнальную функцию. Религиозный страх направлен на иллюзорные объекты — страх гнева божьего, Ада, дьявола и т. Это является негативным фактором, потому что страх человека, в данном случае, направлен на решение проблем, которые связаны с тем объектом, которого не существует.

А если кто-то и согрешил, то потом ходит как неприкаянный и мается, бедняга, пытаясь оправдать себя перед тем, чего даже не существует. Религиозный страх также подразумевает под собой соблюдение церковных канонов, целый ряд предписаний, которые устанавливает религия и посредством этого человек становится рабом собственного вымысла. Религия также искажает и понятие любви.

Структура религии и специфика религиозного феномена человека

Сообщите промокод во время разговора с менеджером. Промокод можно применить один раз при первом заказе. Тип работы промокода -"дипломная работа". Феноменология изучает религию как явление, оставляя вопрос о ее сущности неопределенным и открытым, или, выражаясь словами основоположника философской феноменологии Э. Феноменология религии рассматривает проявления святого в предметах, пространстве, времени, числах, словах, и, наконец, в действиях, представлениях и переживаниях человека и общества.

Страх не противостоит «влечению» как противоположность, но одно оно ведет к осмыслению крови в религии как амбивалентного феномена.

Феноменология изучает религию как явление, оставляя вопрос о ее сущности неопределенным и открытым, или, выражаясь словами основоположника философской феноменологии Э. Феноменология религии рассматривает проявления святого в предметах, пространстве, времени, числах, словах, и, наконец, в действиях, представлениях и переживаниях человека и общества. Исторический религиозный опыт человечества действительно весьма многообразен, феноменологическое же рассмотрение позволяет увидеть в нем то, что является общим для многих религий, т.

Именно в этом классическая феноменология видела свои основные задачи. В современной феноменологии религии, которая использует методы феноменологической философии 3. Гуссерля, акцент перемещен с выделения общих моментов исторического религиозного опыта на исследование уникальности проявления святого. Оно есть то, что не вписывается в привычный мир, то, что противопоставлено повседневному — упорядоченному и близкому — как непривычное, вне обычного порядка находящееся, далекое.

Оно манит и пугает одновременно.

Страх мистики и религии

Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями Понедельник, Июль 05, г. Религиозное помешательство как отдельную болезненную форму очертил В. Бредовое поведение характеризуется борьбой с бесовским наваждением, нанесением себе тяжелых повреждений. Взгляд психиатров на религиозные феномены достаточно широк. Крайняя точка зрения высказана немецким психиатром . Отечественные психиатры в своих оценках не были столь категоричны.

ФЕНОМЕН страха В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ. Шабалкина Людмила Алексеевна. студент 3 курса, кафедра социальной.

Сейчас, когда мы интенсивно познаем Запад, нам открывается картина существования поистине несчастного. Не случайно тема страха с таким успехом обыгрывается в искусстве. Хичкока выражают глубинное качество культуры. Недавно он рассказал мне, как в е годы был в Москве и обедал в доме секретаря их посольства. И за столом, желая сказать что-то существенное, собеседники обменивались записками.

Вслух не говорили - боялись подслушивающих устройств КГБ.

Преодоление страха смерти в разных религиозных традициях

В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли. Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха.

На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги — антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический. Сделанные выводы позволяют сформулировать положение, выступающее в качестве теоретико-методологической основы социально-философского, конкретно-социологического изучения страха и тревоги.

Подход к объяснению сущности и происхождения религии всегда определяется .. диктату бессознательного, есть религиозный феномен. процессами и общественными отношениями, бессилие и страх перед.

фобии и страхи Боязнь мистических и религиозных явлений в современном мире кажется пережитком средних веков. Ведь современная наука, прогресс цивилизации ушли далеко вперед с тех времен, когда люди всерьез верили в ведьм и потусторонних существ. Однако, все не совсем так. Ритм современной жизни, высокие требования социальной конкуренции, необходимость быть высоко развитым интеллектуально вносят свою лепту в человеческую жизнь.

Далеко не каждый индивид способен отвечать всем требованиям существования в ультрасовременном мире. Именно фанатическое увлечение каким-либо религиозным или магическим культом — идеальная почва для формирования фобий. Кроме того, в любой религиозной системе есть запреты, отрицательные персонажи, страх наказания свыше. Все это как нельзя лучше способствует появлению разного рода боязней. В следующем списке страхов и фобий перечислены популярные боязни различных религиозных и магических явлений.

Гадефобия — боязнь ада как явления, страх попасть туда после смерти. Демонофобия — боязнь демонических существ, дьявола.

Кришнамурти о религии